Фактор некроза опухоли ФНО

Фактор некроза опухолей альфа (ФНО-a) – белок, который присутствует при любых воспалительных процессах независимо от этиологии и локализации. Компонент крови был выявлен в 1975 году, а с 1984 года тщательно изучается в клинических условиях.

Что такое ФНО

Фактор некроза опухолей – это цитокиновый гормоноподобный белок, продуцируемый клетками крови (лейкоцитами) в качестве природного противовоспалительного, противовирусного и противопаразитарного средства.
Важность исследований ФНО трудно переоценить. Цитокиновый белок – это один из основных «кирпичиков» иммунологической защиты человека от вирусов, грибков, инфекций. Кроме того, он играет важную роль при раковых заболеваниях, позволяя контролировать опухолевый рост.

За прошедшие десятилетия были получены хорошие результаты от применения комбинации из рекомбинантного ФНО и химиотерапевтических препаратов, используемых для лечения раковых заболеваний конечностей (саркомы, меланомы), а также при изолированной печеночной перфузии (IHP) у неоперабельных пациентов.

Итогом многолетних исследований стала регистрация в 2006 году препаратов ФНО в ЕС. Однако, это далеко не предел. Сегодня ученые в передовых лабораториях продолжают изучение и разработку производных фактора некроза опухоли с низкой системной токсичностью.

Российские ученые не обошли стороной исследования ФНО. В 1990 году в РФ был создан революционный медицинский препарат, полученный методом слияния белковых соединений ФНО и Тимозин-a1. Благодаря особому составу продукция отличается такими характеристиками, как:
  • усиленные иммуностимулирующие свойства;
  • сниженная токсичность;
  • сохраненная высокая противоопухолевая активность.

Механизмы противоопухолевого действия ФНО

ФНО – специфический противовоспалительный белок, который воздействует на опухолевую клетку через особые рецепторы. Согласно исследованиям, существует несколько основных методов воздействия.

1. Первое – это запуск процесса апоптоза, который выражается в:
а.) Цитотоксическом воздействии, когда происходит уничтожение мутировавших клеток
б.) Цитостатическом действии, что выражается в прекращении деления клеток (арест клеточного цикла), а также экспрессии специфических антигенов.

2. Второй механизм заключается в активации системы коагуляции крови и запуске локальной воспалительной реакции. В результате воздействия ФНО-клетками происходит «геморрагический» некроз опухолевых участков.

3. Третий метод воздействия цитокиновых белков – блокировка процесса ангиогенеза. Благодаря этому в теле быстрорастущей опухоли снижается процент прорастания новых сосудов, а имеющиеся повреждаются, что ведет к уменьшению кровоснабжения раковой опухоли, а также ее некрозу. Парадокс в том, что при этом здоровые сосуды остаются нетронутыми.

4. Особенность четвертого механизма состоит в цитотоксическом воздействии клеток иммунной системы, на поверхности которых есть молекулы ФНО, на область воспаления.

Особенности противоопухолевого действия ФНО

Конечно, никто не утверждает, что ФНО – это панацея от всех видов раковых заболеваний. Методы практического применения проверяются и тестируются не единожды, результаты подвергаются постоянным проверкам.

В частности, доказано, что ИФН-гамма блокирует сигнальный путь NF-kB, а также активирует процесс апоптоза (программируемой клеточной гибели). Благодаря комбинированию интерферон-гамма с фактором некроза опухоли эффект их противоопухолевого воздействия увеличивается многократно. Такого результата невозможно добиться при применении любого отдельного цитокина.

Цитокинотерапия при онкологии

Цитокиногенетическая терапия раковых заболеваний основана на результатах многолетних клинических исследований. Созданный нашим исследовательским центром препарат, состоящий из клеток ФНО и ИФН-гамма, дал потрясающие итоги. В частности, доказано, что продукция:
  • Способна отменить стойкость опухолевых клеток к химиолечению или наоборот, усилить их воздействие на участки воспаления.
  • Отличается удельной цитотоксичностью к клеткам фибросаркомы L-929 в количестве 2.000.000 ЕД на 1 мг белка.
  • Демонстрирует усиленное иммуностимулирующее воздействие.
  • Обеспечивает более высокий уровень цитотоксического и цитостатического действия на опухолевые клетки по сравнению с природным ФНО.
  • Имеет сниженную системную токсичность – почти в 100 раз меньшую по сравнению с природным цитокином. Подтверждено клиническими испытаниями в РОНЦ им. Н. Н. Блохина (г. Москва) и НИИ Онкологии им. Н. Н. Петрова (г. Санкт-Петербург).
  • Может применяться в разных дозах, так как на одних видах опухолевых клеток отмечается дозозависимое воздействие, а на других нет.
  • Не угнетает работу выделительной и кроветворной систем, стимулируя работу специфического противоопухолевого иммунитета.
  • Подходит для применения в сочетании с традиционными видами терапии: химической, радиолучевой.
Препарат для цитокиногенетической терапии, состоящий из рекомбинантного ФНО и Тимозина-α1 по итогам трех полных этапов клинических испытаний был официально зарегистрирован в качестве лекарственного средства в марте 2009 г. Потенциал его терапевтического, а также превентивного действия огромный, поэтому исследовательские работы продолжаются по сей день.

Как лечиться цитокиногенетическими лекарствами при онкологии? Что делать, если опухолевые клетки больного демонстрируют исключительную резистентность к препаратам? Ответы на эти и другие вопросы вы можете получить на консультации у наших специалистов. Звоните и записывайтесь на прием.