Периферический рак легкого

Из всех лёгочных новообразований периферический рак составляет не больше трети. Чаще всего злокачественные опухоли обнаруживаются в верхних отделах и представлены аденокарциномами. Такой тип злокачественных новообразований хорошо поддается лечению.

Что приводит к раку лёгких?

Лёгочный рак в 5-7 раз чаще встречается среди мужчин. Это объясняется распространенностью табакокурения именно среди мужского пола. Курение считается наиболее значимым фактором риска развития рака лёгкого, потому что встречается у подавляющего большинства пациентов. Меньше значения придают наследственному фактору, потому что наличие злокачественного заболевания лёгких у близких родственников мало влияет на предрасположенность. Гораздо сильней влияют факторы внешней среды, такие как курение или работа в задымленном или запыленном помещении. Могут влиять и длительные воспалительные процессы в лёгких.

Чем периферический рак отличается от центрального?

Периферическая опухоль лёгкого развивается в периферических отделах: из альвеол и бронхиол, в отличие от центрального рака, который возникает близи корня легких и крупных бронхов. На периферии злокачественный процесс длительное время не вызывает затруднений дыхания и кашля, поэтому на ранних стадиях себя может вообще никак не проявлять. Симптомы такого рака появляются, когда опухоль уже прорастает плевру или распространяется на крупные бронхи. Таким образом, периферический рак лёгкого выявляется обычно на поздних стадиях, когда шансы на успешное излечение невелики.

По статистике, из всех лёгочных новообразований периферический рак составляет не больше трети. Чаще всего злокачественные опухоли обнаруживаются в верхних отделах, реже – в нижних отделах, реже всего – в средних отделах. Периферический рак лёгких в основном представлен аденокарциномами. Такой тип злокачественных новообразований хорошо поддается лечению, но на ранних стадиях.

Какие бывают формы рака?

Различают 3 клинические формы периферического рака лёгких:
  • Узловая форма.
  • Пневмониеподобная. Образуется слиянием нескольких первичных узлов. Протекает по типу пневмонии, что становится причиной многих диагностических ошибок. Гистологически такая форма почти всегда указывает на аденокарциному.
  • Верхушечная форма. Верхушечный рак лёгкого (апикальный, рак Панкоста) локализуется только в верхушке. На поздних стадиях проявляется специфическими симптомами, когда опухоль распространяется на плечевые и шейные сплетения.

Какие симптомы периферического рака?

При распространении злокачественного процесса на бронхи появляется кашель, примесь крови в мокроте, одышка. Прорастание в плевру вызывает боль в грудной клетке и накопление жидкости в плевральной полости, причем на стороне поражения. Может повышаться температура тела, что часто принимается за инфекцию. К специфическим симптомам присоединяются общие: слабость, утомляемость, похудание, бледность.

Периферический рак правого лёгкого клинически никак не отличается от периферического рака левого лёгкого, за исключением случаев, когда опухоль распространяется на сердечную сумку (перикард). Точно так же периферический рак средней доли правого лёгкого не отличается от периферического рака нижней доли правого лёгкого.

Обычный путь метастазирования лимфогенный: в соседние доли, в соседние лёгкие, в плевру.

Как выявляют периферический рак?

Подозрение должны вызывать частые пневмонии, слабо реагирующие на антибиотикотерапию. Подтвердить диагноз и определить локализацию опухоли поможет обзорная рентгенография, магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ). Фибробронхоскопия малоинформативна, поскольку периферический рак развивается вдали от крупных бронхов. Из лабораторных исследований применимы цитологический анализ мокроты на атипические клетки и анализ крови на онкомаркеры.

Как лечат периферический рак легких?

Основным методом лечения рака лёгких остаётся хирургическое вмешательство. Объем вмешательства зависит от величины опухоли, локализации и степени распространенности. В зависимости от стадии злокачественного процесса к хирургической операции присоединяют лучевую и химиотерапию. В неоперабельных случаях комбинированная

Какая профилактика рака лёгких?

Главной профилактикой рака лёгких считается отказ от курения как главного фактора, причем пассивное курение тоже следует учитывать. Устранять следует все возможные раздражители, поэтому при работе с канцерогенными веществами (асбест, дизель, хром, кадмий и т.д.) надлежит пользоваться средствами защиты (респираторы, маски и т.д.).

Также в стратегию предупреждения заболевания входят периодические обследования – скрининг. В качестве скрининга для лиц старше 45 лет предлагается ежегодно проходить флюорографию. Особенно важно регулярное обследование для курильщиков, потому что рак развития рака для них повышается в 10 раз. В Российской Федерации нет рекомендаций по скринингу рака лёгких, но флюорографию можно проходить в рамках стандартной бесплатной диспансеризации населения.

Наша миссия
Частная клиника лечения онкологии и сопровождения пациентов во время терапии. Мы верим, что онкология не должна забирать у вас качество жизни и мы знаем, как вернуть силы.