Рак кишечника: как жить после операции?

Рак толстого кишечника и прямой кишки (колоректальный рак) занимает в Российской Федерации 7-е место по заболеваемости среди всех злокачественных болезней и 3-е место среди всех онкологических патологий желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Риск развития злокачественной опухоли повышается с возрастом человека. По мере роста новообразования раковые клетки проникают в соседние органы, в лимфоузлы. Распространенностью такого процесса и определяется стадия заболевания. Чем выше стадия, тем дальше «расползлись» злокачественные клетки и тем сложней добиться излечения. Основное рекомендуемое лечение — операция, резекция кишечника, позволяющая удалить опухоль вместе с участком кишки и брыжейки. Но после операции лечение не заканчивается.

Зачем нужно наблюдение?

После удаления опухоли кишечника пациенты сталкиваются с ситуацией, когда они еще не могут считать себя здоровыми. Даже при отсутствии дальнейших признаков заболевания, пережившие рак остаются под длительным наблюдением врача-онколога. Это связано с тем, что радикальное хирургическое лечение не гарантирует полное удаление всех опухолевых очагов. Злокачественный процесс отличается прорастанием или инфильтративным ростом в соседние слои и ткани, и раковые клетки могут присутствовать достаточно далеко за пределами видимой опухоли. В течение 15 дней после операции в обязательном порядке проводят гистологическое исследование удаленного участка кишечника, чтобы удостовериться, что удалили опухоль полностью, под микроскопом уточняют её тип и границы. Тип опухоли уточняется, потому что биопсия, проводимая перед операцией, не всегда точно передает количество и тип клеток, попавших в образец тканей.

Что такое метастазы?

Риск сохраняется и после правильно выполненной хирургической операции по удалению опухоли в кишечнике. Часть раковых клеток еще до лечения может распространиться с кровотоком и лимфотоком, то есть метастазировать из опухоли в другие органы и некоторое время никак себя не проявлять. Рак кишечника чаще всего метастазирует в лимфоузлы брюшной полости и в печень. Вот почему одновременно с участком кишки удаляют и как можно больше лимфоузлов (лимфаденэктомия). Если опухоль прорастает всю стенку кишечника, раковые клетки будут рассеиваться по брюшине (канцероматоз).

Что такое рецидив?

Таким образом, повторение онкологии в кишечнике после операции имеет высокую вероятность. Пока сохраняется риск рецидива, пациент после операции по удалению рака кишечника не считается выздоровевшим и находится под диспансерным наблюдением, цель которого — как можно раньше выявить новый злокачественный процесс, чтобы как можно раньше начать повторное лечение. Чем выше стадия первичной опухоли, тем выше вероятность рецидива после радикального лечения. Рак кишечника, по статистике, чаще выявляется на поздних стадиях, поэтому высокий риск, что опухоль повторится.

Как часто проводится обследование?

Возвращение опухоли возможно и через месяц после операции на кишечнике, и через несколько лет, поэтому в онкологии минимальный период наблюдения — 5-летний. В случае местного рецидива у пациента могут повторяться симптомы, имевшиеся до лечения, например, проявления кишечной непроходимости или кишечного кровотечения, боль в области резекции кишечника. Чтобы контролировать изменения в области операции, регулярно проводится эндоскопическое обследование (колоноскопия). В случае распространения в другие органы обнаружить метастазы помогает лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). В клинических рекомендациях Минздрава РФ четко определены методы обследования и сроки, когда обследование надлежит повторять (чем выше риск, тем чаще).

Как уменьшить риск рецидива?

Гарантированных методов профилактики рецидива онкологического процесса на сегодняшний день не существует. Доказано, что вероятность рецидива снижают предоперационная и послеоперационная химиотерапия, но её использование сильно ограничено вследствие токсического побочного действия и тяжелых нежелательных явлений в ответ на введение химиопрепаратов. После операции врач-онколог даёт необходимые рекомендации, которых следует неукоснительно придерживаться. Рекомендации касаются питания, физической активности, приема лекарственных средств и уже упомянутого диспансерного наблюдения.

Как лечится рецидив?

В случае выявления повторного злокачественного процесса, как и в первый раз, ставится вопрос о полном удалении опухолевых очагов. Если после операции метастазов нет, а рецидив рака толстого кишечника — местный, новую опухоль опять стараются убрать полностью. При множественных отдаленных метастазах в разных органах опухоль считается неоперабельной. В таких случаях возможна паллиативная операция, с целью облегчить жизнь пациента и устранить наиболее опасные симптомы (например, наложение кишечной стомы на стенку живота при опухолевой кишечной непроходимости). Для замедления онкологического прогресса может проводиться противоопухолевая терапия, которая в настоящее время представлена множеством новых методов и совершенно новых классов лекарственных средств. Если метастазы единичны, возможно попытаться их удалить радикально вместе с опухолью. На сегодняшний день отличные результаты показывает радиочастотная абляция вторичных опухолей в печени, позволяющая достичь полного удаления злокачественных очагов.

Наша миссия
Частная клиника лечения онкологии и сопровождения пациентов во время терапии. Мы верим, что онкология не должна забирать у вас качество жизни и мы знаем, как вернуть силы.