Рак кишечника с метастазами в печень

Кровоснабжение кишечника устроено таким образом, что вся оттекающая от него венозная кровь фильтруется печенью. Этот орган перерабатывает питательные вещества, полученные из пищи, и обезвреживает токсичные соединения. Вот почему именно печень при раке кишечника становится первой «остановкой» для метастазов. В ней обнаруживают метастазы у более чем половины пациентов.

Что такое метастазы?

Метастазирование — главное отличие злокачественного процесса от доброкачественного. Раковые клетки способны мигрировать с лимфой или кровью далеко за пределы первичной опухоли. Достаточно одной клетки, которую кровотоком унесет в любой орган с развитой капиллярной сетью, чтобы она там осела и начала безудержно размножаться, чтобы породить вторичную опухоль. Разрастаясь, метастатическая опухоль начинает разрушать печеночную ткань и прорастать в протоки и сосуды.

Злокачественные вторичные очаги в печени могут никак себя не проявлять, а могут вызывать боль, симптомы печеночной недостаточности и общее истощение. Метастазы могут мешать нормальному оттоку желчи, вызывая у больного проявления механической желтухи. В таких случаях врачи находят сперва «филиалы» опухоли, а потом начинают поиски злокачественного источника.

Зачем выполняют биопсию?

Чтобы понять — откуда в печени появились опухолевые клетки, производят взятие образца непосредственно из опухолевого очага. Биопсию выполняют иглой под контролем УЗИ. Такая процедура не требует общей анестезии и разрезов, а выполняется прямо сквозь кожу, за что получила название чрескожная биопсия. Полученный образец изучают под микроскопом и определяют тип клеток, из которых состоит метастаз, а значит и первичная опухоль. Онкология печени и кишечника очень часто сочетаются, и врач-патолог может обнаружить в биопсии клетки кишечного происхождения. Рак кишечника может развиваться из самых различных тканей. В зависимости от типа клеток, различают саркомы, аденокарциномы, нейроэндокринные, лимфоидные и стромальные опухоли. Злокачественный процесс в кишечнике может себя до поры никак не проявлять.

Как проявляется себя рак?

Но, если опухоль растет в просвет кишечника (экзофитный рост), то начинает затруднять прохождение пищи, а с увеличением размеров — вовсе перекрывать его. В этом случае частичная кишечная непроходимость становится полной и требует экстренного хирургического вмешательства, поскольку угрожает жизни больного. В таких случаях рак кишечника становится операционной находкой.

Если опухоль растет в толщу кишечной стенки (эндофитный рост), то проходимость кишечника может сохраняться, а сама опухоль может прорастать стенку и соседние органы. Самой тяжелой стадией считается распространение опухолевых клеток по брюшине — канцероматоз. В этом случае прогноз уже крайне неблагоприятный.

Можно ли удалить рак?

Злокачественное поражение кишечника можно полностью удалить путём хирургического иссечения участка кишечника с опухолью. Но резекция принесет выздоровления только при полном отсутствии вторичных опухолевых очагов: в лимфоузлах, в соседних или отдаленных органах. Вероятность излечения в этом случае самая высокая, но опухоль кишечника на этой стадии выявляется редко, порой случайно — во время планового обследования или обследования по поводу другого заболевания. Однократная резекция позволяет удалить все злокачественные ткани, и прогноз для такого пациента наиболее благоприятный.

Но обычно онкология кишечника выясняется, когда уже имеются осложнения и метастазы в печени. В этом случае говорят о последней, четвертой стадии заболевания. При множественных метастазах опухоль считается неоперабельной. Назначается паллиативная операция, чтобы убрать как можно больше опухолевых клеток, и проводится противоопухолевая терапия.

Рак кишечника с метастазами в печень имеет неблагоприятный прогноз. Не так давно наличие вторичных опухолей в этом органе было признаком неизлечимой болезни. В настоящее время появились новые виды химиотерапии, таргетной терапии, которые позволяют бороться с этими «филиалами» злокачественного процесса.

Как лечат метастазы?

Если опухоль кишечника неоперабельная по причине метастазов в печени, сначала назначают химиотерапию, чтобы уменьшить размеры самой опухоли и количество вторичных очагов в печени. Иногда химиотерапия позволяет уничтожить большинство отдаленных метастазов, и провести резекцию кишечника.

Если в печени остаются единичные очаги, с ними борются различными методами, уже доказавшими свою эффективность. Самый старый и травматичный из них — хирургический. Опухоль просто иссекалась (резекция печени), что было весьма травматично, рискованно и не всегда выполнимо. Вот почему современная хирургия вооружилась другими инновационными технологиями, не требующими обширного вмешательства.

Одна из них — радиочастотная абляция. Этот метод использует электрический ток высокой частоты, чтобы прицельно буквально испарять ограниченные участки печеночной ткани. Абляция хороша тем, что позволяет уничтожать метастазы без вреда для окружающих нормальных клеток. Способ отлично зарекомендовал себя в борьбе с метастазами в печени после рака кишечника, но и он имеет свои ограничения: вторичная опухоль не должна быть вблизи крупных сосудов, она не должна превышать определенные размеры, злокачественных очагов не должно быть много.

Другой метод называется эмболизацией и относится к внутрисосудистым вмешательствам. В этом случае перекрывается артерия, питающая опухоль. Метод очень точный и позволяет избирательно воздействовать на самые мелкие сосуды, чтобы привести к разрушению опухоли. Чтобы ускорить гибель раковых клеток, непосредственно в питающий сосуд вводят еще и химиопрепарат. Способ называется химиоэмболизация, при нем не оказывается токсическое воздействие на здоровые клетки.

Что такое ремиссия?

Современная онкология ежегодно вводит в практику всё более эффективные и малоинвазивные технологии, позволяющие проводить лечение рака кишечника даже с метастазами, которые перестали быть приговором для пациента. Если после операции по удалению первичной опухоли через некоторое время обнаружены вторичные очаги, лечение продолжается. Вот почему на протяжении 5-летнего периода отсутствие злокачественного процесса после удаления рака кишечника не называется выздоровлением, а ремиссией.

Вероятность рецидива возрастает в зависимости от стадии заболевания. Чтобы вовремя выявлять возможные рецидивы, пациент после операции находится на диспансерном учете у врача-онколога. Согласно нормативам Минздрава РФ, даже после полного удаления опухоли кишечника надлежит проходить регулярно проходить обследование. С помощью эндоскопии отслеживают состояние области кишечника, где была удалена первичная опухоль. Для верхних отделов кишечника применяется фиброгастродуоденоскопия (ФГДС), для колоректального рака (толстого кишечника) — ректороманоскопия и колоноскопия. УЗИ и компьютерная томография позволяют обнаружить метастазы в печени, пока они еще достигли больших размеров и могут быть устранены современными методами.

Наша миссия
Частная клиника лечения онкологии и сопровождения пациентов во время терапии. Мы верим, что онкология не должна забирать у вас качество жизни и мы знаем, как вернуть силы.