Рак легких 3 стадия: лечение и прогноз

При раке легкого 3 степени прогноз зависит не только от множества факторов пациента, но  и результатов проведенного лечения. Даже при успешно выполненной операции через некоторое время возможен рецидив, который потребует нового вмешательства.
Согласно статистике, самая высокая онкологическая смертность в мире уже долгое время принадлежит раку лёгких. Это означает, больные раком лёгких умирают чаще остальных. Причин такой высокой летальности называют сразу несколько:
  • Распространенность табакокурения. Табачный дым считается основным предрасполагающим фактором злокачественного поражения лёгких.
  • Скрытое течение заболевания. На ранних стадиях рак лёгких часто протекает бессимптомно, т.е. без каких-либо проявлений. Когда появляются жалобы, опухоль обычно уже распространилась. Поздние стадии (3-я и 4-я) заболевания плохо поддаются лечению, а выживаемость в этом случае наиболее низкая.

Что такое 3-я стадия рака лёгких?

Рак лёгких 3 стадии определяется размерами опухоли и поражением лимфоузлов. К данной стадии относятся следующие опухоли:
  • больше 7 см, без метастазов в лимфоузлах.
  • меньше 7 см, с метастазами в нескольких лимфоузлах.
Рак легких 3 стадии подразделяется еще на три подстадии (3a, 3b, 3c), в зависимости от того, сколько поражено отдаленных лимфоузлов. Стадия 3b считается уже запущенной, потому что имеются поражения надключичных лимфоузлов или на противоположной стороне грудной клетки

Как проявляется 3-я стадия рака лёгких?

Обычно скрытым течением отличается периферический рак лёгких – злокачественная опухоль, развивающаяся из бронхиол, вдали от корня лёгкого. Разрастаясь в легочной ткани, такой рак длительно не вызывает болевых ощущений, поскольку в ней отсутствуют болевые рецепторы. Жалобы появляются, когда злокачественный процесс распространяется на лимфоузлы вокруг крупных бронхов, вызывая кашель, или на легочную плевру, что приводит к болям в грудной клетке и одышке. Когда начинается распад опухоли, в мокроте при кашле появляются прожилки крови (кровохарканье).

Кашель – самый распространенный симптом злокачественного поражения лёгких, поэтому зачастую ошибочно принимают за острую респираторную инфекцию или хронический кашель курильщика. Рак третей стадии может проявляться регулярным воспалением легких. Лечащего врача должны насторожить частые пневмонии, плохо реагирующие на лечение антибиотиками. Особенно подозрителен частый кашель у курильщиков и лиц старше 45 лет. Вот почему необходимы регулярные обследования в этой группе населения.

Как выявлять рак легких третьей стадии?

Для диагностики злокачественного поражения наиболее информативны методы лучевой диагностики: рентгенография, магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). Обычная обзорная рентгенография грудной клетки в некоторых случаях может оказаться малоинформативной, но в качестве скрининга отличную роль играет низкодозовая рентгенография – флюорография. Профилактическая ФЛГ помогает вовремя заметить очаги в лёгких и обследовать уже более прицельно.

Если опухоль находится вблизи крупных бронхов, применима фибробронхоскопия, во время которой можно также выполнить биопсию – взятие образца опухоли. Биопсию можно делать также и проколом через грудную клетку, под аппаратным контролем. Если очаг располагается в плевре, выполняется торакоскопия.

Как долго живот с этой стадией рака?

Продолжительность жизни на 3 стадии рака легкого зависит от множества факторов: возраст пациента, величина опухоли, наличие метастазов в отдаленных лимфоузлах, расположение опухоли по отношению к плевре и корню легкого, гистологический тип опухоли, сопутствующие заболевания.

На стадии 3a, когда ещё возможно оперативное лечение, выживаемость достигает 33-36%. На стадии 3b выживает не больше 13-26%, а на стадии 3c – всего лишь 8 %.

Есть ли разница между опухолями правого и левого легкого?

3 стадия рака правого легкого ничем не отличается от левого легкого. Разница, по некоторым данным, может быть только в частоте возникновения опухоли. Если правый главный бронх можно считать продолжением трахеи, то левый отходит от неё под углом. Вследствие этого раздражающие частицы вместе с вдыхаемым воздухом в правое лёгкое могут попадать в большем количестве. Помимо табачного дыма канцерогеном может быть пыль в воздухе на рабочем месте: асбест, кадмий, никель, хром и т.д.

Как лечат рак на этой стадии?

Оперативное лечение остаётся главным методом лечения легочного злокачественного процесса. В зависимости от распространенности опухоли проводят удаление сегмента (сегментэктомия), доли (лобэктомия) или целого лёгкого (пульмонэктомия). Обязательно удаляются регионарные лимфоузлы. Химиотерапию назначают после операции, чтобы уничтожить возможные мелкие злокачественные очаги, не видимые глазу. Химиотерапию могут назначать перед операцией, чтобы уменьшить размер первичной опухоли. Если рак неоперабельный (имеются отдаленные метастазы), на область опухоли назначают лучевую терапию (в комбинации с химиотерапией).

В качестве дополнительного арсенала средств, последние годы в онкологии появились новые классы противоопухолевых препаратов. Иммунотерапия и таргетная терапия обычно назначаются при неудаче химиотерапии.

Прогноз для больных раком 3 стадии

При раке легкого 3 степени прогноз зависит не только множества факторов пациента (возраст, пол, сопутствующие заболевания), факторов опухоли (размер, локализация, гистологический тип), но результатов проведенного лечения. Даже при успешно выполненной операции через некоторое время возможен рецидив, который потребует нового вмешательства. Поэтому в онкологии никогда не говорят об успешном излечении. Отсутствие продолжающегося опухолевого роста именуется «ремиссия».

Сложно строить для больных раком легких 3 стадии прогноз выживаемости, поскольку он должен учитывать и ответ болезни на проводимое лечение. Назначенные препараты первой линии могут оказаться неэффективными в данном конкретном случае, и тогда переходят к препаратам второй линии или вообще к таргетной терапии.

Даже если наступила регрессия опухолевого роста, пациент остается на диспансерном наблюдении онколога, который контролирует результаты регулярных обследований. Цель этих обследований – вовремя выявить возможный рецидив и возобновить лечение.

Наша миссия
Частная клиника лечения онкологии и сопровождения пациентов во время терапии. Мы верим, что онкология не должна забирать у вас качество жизни и мы знаем, как вернуть силы.