Рак легких 4 стадии

Рак лёгких, по статистике, занимает первое место в мире по онкологической смертности среди обоих полов. Это означает, что злокачественное поражение лёгких чаще остальных опухолей приводит к смерти пациентов. Например, в 2020 году это заболевание унесло 1,8 млн жизней во всем мире.
Среди мужчин распространенность значительно выше. Заболеваемость раком лёгких в подавляющем большинстве связана с табакокурением. Однако в 15% случаев курение в анамнезе отсутствует, поэтому не исключается наследственная предрасположенность и влияние загрязнения воздуха.

Высокая смертность от этого вида злокачественной опухоли объясняется тем, что рак лёгких часто выявляется уже на последней стадии, когда распространился в отдаленные органы. Длительное скрытое течение происходит из-за отсутствия специфических симптомов, потому что такие проявления как кашель, одышка, слабость, пациенты относят к проявлениям хронического бронхита курильщика, поскольку 85% из них курят десятки лет.
Именно распространенностью курения объясняется и повышенная заболеваемость раком лёгких среди мужчин. Даже пассивное курение повышает вероятность развития опухоли. В группе риска находятся даже бывшие курильщики со стажем не менее 15 лет. Причем нефильтрованный, грубодисперсный дым считается наиболее канцерогенным, поэтому курение сигар и трубок больше всего повышает риск развития злокачественной опухоли.

Лёгочный рак происходит из внутреннего эпителиального слоя бронхов, и по клеточному составу классифицируется на мелкоклеточный и немелкоклеточный. Мелкоклеточный встречается редко, но быстро растет и метастазирвует, в отличие от немелкоклеточного.

В зависимости от локализации опухоли будут отличаться и её проявления. Если новообразование растёт в просвете крупного бронха или вокруг него, такой рак лёгкого называют центральным. Злокачественный процесс в данном случае приводит к хроническому раздражению, что может проявляться непроходящим кашлем. Мокрота может содержать прожилки крови.

Дальнейший рост опухоли приводит к нарушению проходимости бронха и нарушению вентиляции сегмента или целой доли лёгкого. Слабая вентиляция легочной ткани проявляется в виде повторяющихся пневмоний. Частые воспаления лёгких должны навести лечащего врача на мысль о возможной опухолевой причине. Подтвердить или исключить подозрения помогут бронхоскопия и томография. Фибробронхоскопия позволяет еще и взять образец опухолевой ткани для определения клеточного состава опухоли.
В отличие от центрального, периферический рак ближе к конечным отделам бронхиального древа, т.е. вблизи мелких бронхиол. Злокачественный рост проходит обычно незамеченным, пока опухоль не прорастет плевру. Если рак прорастает лёгкие до плевры, дыхательные движения становятся болезненными, а в плевральной полости скапливается жидкость. Опухолевый плеврит усугубляет одышку, но зато хорошо определяется с помощью рентгенографии. По плевре раковые клетки могут распространяться дальше от первичной опухоли: на грудную стеку или на оболочку перикарда.

Длительное бессимптомное течение приводит к тому, что рак лёгких выявляется уже на последней стадии, когда выздоровление маловероятно. На ранних стадиях опухоль выявляется обычно случайно, в ходе обследования по другим поводам. Поэтому для групп риска (курильщики и лица старше 55 лет) лучшим способом своевременно обнаружить поражение считается регулярное обследование (скрининг), и лучшим методом признана магнитно-резонансная томография.

Если удалось обнаружить рак лёгкого до четвертой стадии, когда он еще остается в пределах грудной клетки, повышаются шансы на ремиссию. В качестве радикального лечения по-прежнему актуальным остается хирургический метод, а лучевую и химиотерапию могут подключать, чтобы уменьшить размеры опухоли.
В онкологии рак лёгких 4-й стадии считается уже неоперабельным. Если метастазы присутствуют в отдаленных органах, то уже нет смысла удалять первичную опухоль. В таких случаях назначают лучевую (ЛТ) или химиотерапию (ХТ), либо их сочетание (химиолучевая терапия, ХЛТ). Поэтому на вопрос «Лечится ли лёгких 4 стадии» можно отвечать утвердительно. Лечение не заканчивается, но радикальным такое лечение уже не назовешь. Задача противоопухолевой терапии в этом случае – продление жизни.

Оперативное лечение при раке лёгкого 4 ст. может потребоваться при серьезных осложнениях. Наиболее угрожающее жизни осложнение рака лёгких 4 степени – кровотечение. Злокачественный рост приводит к разрушению сосудов, и чем крупнее кровеносный сосуд, тем фатальнее может быть кровотечение из него.

Еще одно серьезное осложнение заболевания – сдавление главных бронхов или трахеи. В этом случае хирургическим путем восстанавливают дыхание, продлевая жизнь. Такие операции носят название паллиативных. Опухоль способна сдавливать не только трахею, но также пищевод и верхнюю полую вену. Соответственно, местнораспространенный рак будет приводить к затруднениям дыхания, глотания, а также к нарушению оттока крови от головы и верхних конечностей.

Заключение

Онкология лёгких на 4-й стадии характеризуется уже метастазами за пределами грудной клетки. «Излюбленным» местом для распространения лёгочного рака считается головной мозг, поэтому помимо дыхательных расстройств могут наблюдаться и тяжелые неврологические нарушения, обусловленные вторичной опухолью. Также злокачественное поражение лёгких сопровождается выраженной слабостью и похуданием. Объясняется это тем, что растущая опухоль потребляет большое количество питательных веществ из кровотока и загрязняет его отходами своей жизнедеятельности. Снижение массы тела может доходить до крайней степени истощения (раковая кахексия).

Прогноз для больных раком легких на последней стадии неблагоприятный, поэтому в онкологии оперируют не частотой ремиссии, а показателями, сколько живут пациенты после установления диагноза.

Наша миссия
Частная клиника лечения онкологии и сопровождения пациентов во время терапии. Мы верим, что онкология не должна забирать у вас качество жизни и мы знаем, как вернуть силы.