Рак толстой и прямой кишки - причины, признаки, диагностика

В большинстве стран мира рак толстой и прямой кишки (колоректальный рак) занимает в общей структуре онкологических заболеваний одно из ведущих мест по показателям заболеваемости, инвалидности и смертности ,а по темпам прироста занимает 1 место. Рост регистрируемой заболеваемости сопровождается возрастанием и частоты запущенности его - III-IV стадии заболевания диагностируются почти у половины впервые выявленных пациентов. Вот почему проблема диагностики и лечения колоректального рака имеет чрезвычайно актуальное значение и является важным разделом не только медицинской проблемы.

Колоректальный рак - это группа злокачественных новообразований ободочной, сигмовидной и прямой кишки . Специфичных, характерных симптомов заболевания, позволяющих своевременно диагностировать заболевание, нет. Чаще всего они обнаруживаются в ходе профилактических осмотров или в хирургических стационарах, куда госпитализируются в срочном порядке с клинической картиной острой кишечной непроходимости или кишечного кровотечения. Болезнь долгое время проявляет себя незначительным дискомфортом или же протекает бессимптомно.

Однако имеется ряд симптомов, позволяющих в ряде случаев вовремя диагностировать патологию. Наличие тех или симптомов зависит от локализации опухоли. Так, при поражении правой половины толстой кишки (слепая, восходящая, проксимальный отдел поперечно-ободочной кишки) превалируют общеклинические проявления — слабость, анемия, кровотечения, диарея, боли, др. При поражении левой половины ведущими являются запоры и вздутие живота, схваткообразные боли , нерегулярный стул (запор сменяется диареей), развитие картины кишечной непроходимости. При раке прямой кишки ведущие симптомы — это частые ложные позывы на стул с выделениями слизи, гноя и крови при дефекации, недержание газа а кала, упорные запоры и острые боли , др.

К факторам риска развития рака толстой и прямой кишки относят хронические, воспалительные и другие заболевания кишечника (язвенный колит, болезнь Крона, полипы и аденомы кишки), генетическую предрасположенность, нерациональное питание ( недостаточное употребление овощей и фруктов), возраст старше 50 лет, иммунодефицитные состояния, др.

По гистологическому строению наиболее часто (около 75 % ) в кишечнике развивается аденокарцинома. Реже встречаются перстневидно-клеточный, плоскоклеточный, недифференцированные опухоли.

При определении стадии заболевания используется Отечественная классификация рака, включающая 4 стадии опухолевого роста, основанная на учете степени местной распространенности (степени инфильтрации опухоли, её взаимодействия или прорастания в окружающие органы и ткани) , а также внеорганного роста ( отсутствии или наличии лимфогенных и отдалённых органных метастазов ). Широко используется также Международная TNM классификация .

Для колоректального рака характерны различные осложнения, оказывающие влияние как на течение заболевания и приводящие к гибели больного, так и на его прогноз. Наиболее часто наблюдаются кишечная непроходимость, кровотечения, общие осложнения. Грозные необратимые последствия, влияющие на прогноз заболевания и результаты лечения, наблюдаются при развитии метастазов в отдаленные органы — печень, легкие, головной мозг, другие органы.

Для диагностики опухолей кишечника используется ряд высокоинформативных методов. Самый простой — это гемокультуральный тест (анализ кала на скрытую кровь) - исследование кала на наличие крови, которая не видна невооруженным глазом. При выявлении крови показано проведение уточняющих методов диагностики. Рак прямой кишки в большинстве случаев выявляется при пальцевом исследовании прямой кишки. При локализации опухоли в вышележащих отделах кишки высокоинформативны эндоскопические исследования — ректоскопия, сигмоскопия, колоноскопия — осмотр слизистой кишечника , позволяющий при подозрении на наличие патологии в органе выполнить биопсию опухоли с последующим гистологическим исследованием. Широко используются в клинической практике рентгенологические методы исследования кишечника с контрастированием — ирригоскопия и ирригография , исследование желудочно-кишечного тракта с пероральным введением контрастного вещества.

Для исследования внеорганной распространенности опухолевого процесса применяются ультразвуковое исследование прямой кишки, органов брюшной полости и лимфатического аппарата, рентгенография органов грудной клетки, компъютерная томография ( КТ ), позитронно-эмиссионная компъютерная томография (ПЭТ-КТ ), магнитно- резонансная томография (МРТ ), сцинтиграфия (радионуклидные исследования лимфатического аппарата, костного скелета, различных паренхиматозных органов), др. методы.Уточняющая диагностика стадии заболевания весьма важна для выбора адеквантного метода лечения.

Основным методом лечения колоректального рака в настоящее время является хирургический. Основной упор при этом делается на выполнение органосохранных (органосберегающих ) операций. Однако их проведение возможно лишь в начальных стадиях заболевания, при отсутствии отдаленные метастазов . Выполняется резекция органа - опухоль удаляется единым блоком с регионарными лимфатическими узлами. При этом при прорастании опухоли в окружающие органы или ткани она удаляется единым блоком в пределах здоровых тканей. При IIб , III и IV при лечении больных применяются комбинированные и комплексные методы лечения - использование в предоперационном и/или послеоперационном периодах лучевой или химиотерапии, или их сочетание - химио-лучевой терапии.

Учитывая высокую химио- и радиорезистентность колоректального рака к лекарственным средствам и ионизирующему излучению в последние десятилетия активно разрабатываются различные подходы с целью усиления их повреждающего влияния на опухолевые клетки - так называемые радиомодификаторы . К ним относятся искусственная гипергликемия, гипоксирадиотерапия, фотосенсибилизация, синхронизация клеточного цикла опухолей и др. Заслуживают также внимания таргетная терапия (препараты , замедляющие рост и прогрессирование опухолевого процесса) и, особенно весьма успешно применяемая в последние годы и зарекомендовавшая себя как высокоэффективный инновационный - метод цитокиногенетической терапии, позволяющий добиться успехов даже в тех случаях, когда все другие возможности лечения исчерпаны.

Прогноз заболевания зависит (не только при колоректальном раке ) , в основном, от стадии заболевания. Чем раньше диагностирована опухоль и проведено лечение — тем выше у больного шансы на полное излечение. Так, при I стадии заболевания выздоровление наблюдается в 95-98 % случаев. Вот почему в проблеме противораковой борьбы основной упор делается на ранней диагностике онкологических заболеваний.